Wednesday, May 4, 2011

История племени Эхирит полна загадок

Эхирит (ихэрэс)-булагад нутгийн Ашибагад овогтны тайлган

20-р зууны эхэн үе






Мөргөлийн газар (Бурхан)



Ашибагад овогтны тахилгат Үхыр Манхай уул. Тахилгын чулуун ширэнүүд




МНТ§ 44. “...ĵuķeli...”, зүхэли (буриад.)








Тайлган “Alqui-bulaa čiulĵu …aĵirğa ķeun keus čabčilalduĵu…” МНТ § 141.

Некоторый свет на средневековую исто­рию племени эхирит проливают упомина­ния о его представи­телях эпохи Чингис­хана в параграфах 120,129, 141 «Сокро­венного сказания монголов», из кото­рых видно, что они принимали достаточ­но заметное участие в политической жиз­ни монгольской степи во второй половине 12 века, т। е। в пери­од, непосредственно предшествовавший созданию Великого Монгольского Улуса.

В параграфе 129 говорится о том, что в то время, когда Чжамуха готовился
внезапно напасть на курень Чингисхана, «пришло такое известие от Мул­хе-Татаха и Боролдая из племени икирес: «За убийство своего млад­шeгo брата Тайчара Чжамуха ре­шил воевать с Чингисханом. Чжа­даранцы во главе с Чжамухою объединили вокруг себя тринад­цать племен и составили три тьмы войска, которое переправляется через перевал Алаут-Турхаут и со­бирается напасть на Чингисхана ... » Далее говорится, что по получе­нии этого известия Чингисхан ус­пел подготовиться к сражению и во всеоружии встретился с войс­ками Чжамухи. Последний, хотя и выиграл сражение, окончательно разгромить Чингисхана не смог.
Тому удалось сохранить свои силы, запершись в одном из гор­ных ущелий. Крайне раздосадован­ный этим, Чжамуха «приказал сва­рить в семидесяти котлах княжи­чей из рода чонос ... ». Здесь необ­ходимо некоторое уточнение. В из­данном в 1990 году в Бурятском книжном издательстве «Сокровен­ном сказании монголов» в перево­де Козина под словом «чонос» есть сноска: «Ср.: у ойратов есть кость чонос и чарос» Это, по существу, ошибочное предположение, так как ойраты здесь ни при чем и совер­шенно непонятно в таком случае, за что же Чжамуха вдруг подверг жесточайшей казни семьдесят мо­лодых ойрат. Автор сноски, по-ви­димому, не подозревая, что «чонос» или то же самое слово в един­ственном числе «чоно»-«шоно» есть не что иное, как название одного из родов племени эхирит или ики­рес - в переводах русских монго­ ловедов, - ищет элементарного созвучия в наименованиях групп, не имеющих никакого отношения к рассматриваемому здесь собы­тию. В данном же случае речь идет о роде чоно племени икирес и все вполне укладывается в простую ло­гическую схему по ходу повество­вания: эхириты Боролдай и Мул­хэ-Татаха предупредили Чингисха­на о коварном замысле Чжамухи и тем самым помешали последне­му уничтожить первого. Чжамуха же, разгневавшись на Боролдая и Мулхэ-Татаха за эту помеху, в от­местку повелел казнить юношей из рода чоно племени эхирит. По обычаям того времени подобная месть, когда за деяние соплемен­ника перед «истцом» отвечает лю­бое лицо данного племени, дан­ной крови, было явлением обычным. За отобранную у меркита Чи­леду невесту Оэлун его соплемен­ники через два десятка лет похити­ли жену Тэмуджина Борте, отдали ее младшему брату Чиледу Чильгир Бухэ и считали, что свели счеты. За погубленных своих соплеменников - хана Амбагая, Ухин-Бархага, Есу­гея и других - монголы отомстили, ничтоже сумняшеся, истребив все взрослое мужское население татар. Также и тут: за враждебное деяние эхиритов Боролдая и Мулхэ-Татаха Чжамуха считает справедливым каз­нить их единоплеменников - семь­десят эхиритских юношей из рода чоно.
Далее возникает любопытный вопрос: почему эхириты Мул­хэ-Татаха и Боролдай, будучи в ставке Чжамухи, решили вдруг предупредить Чингисхана об опас­ности? Ведь последующая реакция Чжамухи наглядно показывает, на какой риск они шли, и они не мог­ли не понимать этого. В те време­на чуть ли не единственным побу­дительным мотивом в подобных си­туациях могла быть родственная связь, культ которой пронизывал все нормы морали и нравственности, если не считать единичные случаи клятвенных обязательств побратим­ства и т.п. Но В «Сокровенном ска­зании» нигде не говорится, что Чин­гисхан имел побратимов среди ики­ресов, как, например, говорится о том, что его отец Есугей имел по­братима Тогорила из кереитов и что сам Чингисхан имел побратима Чжамуху из чжадаран. Если бы та­ковые имелись среди икиресов, то это, несомненно, было бы отмече­но в качестве пояснения тут же, в параграфе 129 или отражено в пре­дыдущих главах. Но этого нет. Без веской причины Мулхэ-Татаха и Бо­ролдай не стали бы рисковать для Тэмуджина, тем более что положение того, только начинающего со­бирать отцовский улус, было в тот период достаточно зыбким и шат­ким по сравнению с положением того же Чжамухи, повелителя одно­го из мощнейшего в Монголии пле­мени. Альтруизм в обществе того времени не был популярен.
Не считали ли Боролдай и Мул­хэ-Татаха Чингисхана своим род­ственником, хотя и дальним? Воп­рос этот нам кажется не таким уж праздным, если вспомнить имя и историю первопредка Чингисхана ­ Буртэ-Чино. Как мы уже отметили, чино - название эхиритского рода. Вообще, у монголов существует та­кая традиция в родоплеменной номинации, когда на первом месте стоит имя собственное или назва­ние более узкой родственной груп­пы, а следом - название всего рода или племени, как указание на принадлежность первого к после­днему. Например: кият-борджигины, увас-меркиты, хаат-меркиты и т.д. У поздних эхиритов подобным же образом составлены названия родовых групп: шубтхэй-шоно, тумен­тэй-шоно, оторшо-шоно, борсой­ шоно и т.д. Первые части этих ро­довых наименований первоначаль­но были именами собственными. Не является ли и случай с Буртэ-Чино повторением этой же традиции, только более раннего исторического периода? Буртэ-Чино переплыл внутреннее море Тенгис и поселил­ся на Ононе. Если внутреннее море Тенгис - это озеро Байкал, то Бур­тэ-Чино вышел из земель, которые являются исконной прародиной эхи­ритов. По легенде Эхирит появился из волн Байкала и от него пошли потомки с тотемом «пестрый на­лим». «Пестрый налим - отец наш, береговая расщелина - мать наша», так говорят в своих призываниях эхиритские шаманы.
Буртэ-Чино является предком Чингисхана в двадцать втором по­колении и если временную продол­жительность одного поколения из­мерять общепринятым в историографии отрезком в 25 лет, то он жил за 450 лет до своего великого по­томка. Это рубеж 6- 7 веков, время господства тюрков. В Прибайкалье в этот период власть, так же как и повсюду, взяли тюрки-курыкане, монголам там стало неуютно и впол­не понятно то, что Буртэ-Чино по­кидает родину и переселяется на Онон, где тюрок было поменьше, а монголов побольше и власть тюрк­ского кагана доходила сюда в ос­лабленном виде.
Позже, во времена возвыше­ния в Центральной Азии мон­голоязычных киданей, эхири­ты вернулись на исконные свои зем­ли в Прибайкалье и вытеснили ку­рыкан на север, в Якутию. Скорее всего, не все эхириты первоначаль­но уходили отсюда на Онон, как Бур­тэ-Чино. Оставшиеся, согласно ут­верждению профессора Н.П.Егуно­ва, участвовали в уч-курыканском племенном союзе.И не все эхири­ты позже вернулись с Онона обратно. Но факт ухода был, так как «Со­кровенное сказание» зафиксирова­ло присутствие их в большом коли­честве на Ононе: как минимум семьдесят юношей сайтов из одно­ го только рода чоно. Как минимум - потому что в тексте говорится о семидесяти котлах (см. выше), а сколько в них умещалось людей, можем только догадываться, коли­чество их могло быть и двойное и тройное. Но в любом случае, если говорится о не менее чем семидесяти сайтах, не говоря о рядовых сородичах, которых обычно бывает во много раз больше, и представи­телях других родов, то эхиритов на Ононе во второй половине 12 века было внушительное количество, тем более что они несколько раз упо­минаются наряду с другими племе­нами в «Сокровенном сказании». И факт возвращения части их в При­байкалье в 11 веке был в достаточ­но массовом порядке, о чем говорится, например, в археологичес­ких материалах академика А.П.Ок­ладникова по Прибайкалью. О том, что вернулись именно эхириты, а не другие монгольские племена, гово­рит вся позднейшая история Буря­тии: тут мы наблюдаем не киданей, не татар, а именно эхиритов совме­стно с булагатами, но о последних мы здесь не говорим - это тема другого разговора.
Из сказанного здесь можно сделать следующее, на наш взгляд, достаточно обоснованное предположение: дальний предок Потрясателя Вселенной, а также многих монгольских родов: хатагин, салчжиут, бугунот, бельгу­ нот и т.д. - Буртэ-Чино по проис­хождению был эхиритом рода шоно. В пользу этого говорят: а) имя рода Буртэ-Чино - аналог Борсой-Шоно, Оторшо-Шоно и т.д.; б) место его происхождения - западная сторона Байкала, исконная прародина эхи­ритов; в) странное сочувствие к по­томку Буртэ-Чино со стороны эхи­ритов Боролдая и Мулхэ-Татаха, ко­торое автор «Сокровенного сказа­ния» никак не объясняет, возможно, полагая, что читателю и так понятна первопричина этого явления, тем более что это произведение было адресовано не широкой публике, а исключительно представителям рода Чингисхана - «Нюуса Тобшо» - «Тай­ная история».
Само племя эхирит очень древ­нее по происхождению и корни его теряются в глуби веков матриарха­та. Недаром родоначальницы эхири­тов и булагатов - две старухи-шаманки, что говорит о господстве в родах и племенах лиц женского пола. Фантастичность появления на свет Булагата и Эхирита - одного от сивого пороза, другого от пестрого налима и береговой расщелины ­ здесь может говорить лишь о край­ней древности данного события. Ког­да в памяти людской уже не сохра­нились реальные факты, связанные с их происхождением, пустоту при­ходится заполнять вымыслом. Про­исхождение рода Чингисхана, не­смотря на достаточную древность ­ 6-7 века, выглядит значительно бо­лее реалистично. Если бы эхириты и булагаты отсчитывали свое происхождение хотя бы примерно с этого времени, то объяснение появления их первопредков не было бы столь туманным и загадочным. Твердые правила отцовского рода - патриархата - обеспечили бы со­хранность конкретных имен их предков, что мы наблюдаем в более поздние времена.
Легенда о происхождении Эхирита и Булагата, где главную роль играют женщины,
должна была появиться в эпоху глубокого матриархата, т.е. в ка­менном веке, и просуществовать достаточно продолжительное вре­мя в условиях господства материнского рода, чтобы успеть зак­репиться в сознании народа как неоспоримый, неподлежащий сомнению факт и затем пройти тысячелетний путь в условиях патриархата и сохраниться до наших дней. Иначе, если бы она появи­лась в более позднее время, в эпоху господствующего патриар­хата или даже на пороге его, интерпретация главенствующей роли в происхождении племен была бы пересмотрена в пользу мужчин, а шаманки Асухэн и Ху­сухэн были бы забыты или оттес­нены на второстепенный план.
Если патриархат в степях Цен­тральной Азии окончательно ук­репился около 1 тысячи лет до нашей эры, в эпоху плиточных мо­гил, то в Прибайкалье, которое на порядок отставало в своем ис­торическом развитии от степной полосы, патриархат мог наступить в период хуннского господства. Продолжительное присутствие здесь хуннской государственной системы не могло не ускорить ход общественного развития прибай­кальских аборигенов и вместе с тем смены материнского рода от­цовским. До этого времени, т.е. до наступления нашей эры, и можно, на наш взгляд, предполагать происхождение эхиритов и булагатов. Эпос «Гэсэр», который почти полностью является отра­жением идеологии патриархата, в основном сформировался не позже чем в хуннское время, если иметь в виду, что в своих самых архаичных вариантах - эхирит-бу­лагатских - он не имеет отраже­ния классовых отношений и частной собственности, связанной с ведением скотоводческого хозяй­ства, что уже было развито при курыканах. А происхождение пле­мен эхирит и булагат имело мес­то значительно раньше появления эпоса «Гэсэр».

Алексей Гатапов

Член Союза писателей России.

 

Ежедневная Общественно-Политическая Газета "Бурятия"

http://www।buryatia.ru/buryatia/gov/bur/sm...002/08/07/


1 comment:

  1. Интересная статья.

    Но у ойратов есть чоносы. И делятся они, как и бурятские шоно, на больших и малых - Ики чонос и Баh чонос.

    Племя икирэс кстати упоминается в числе самых первых монгольских племен, вышедших из Эргунэ-кун. У Рашид-ад-дина это описано.

    ReplyDelete